Методическая копилка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 482

 Занятие по развитию речи в подготовительной группе

 Тема:   «Зимушка – зима».

 

 

                                           

 

                                            Составитель: воспитатель высшей

                                                                     квалификационной

                                                    категории

                                                            Куликова Т.А.                                                     

 

           Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Из познавательного цикла «Зима»

Тема: «Зимушка — зима!».

Презентация слайд 1

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы.

 

Задачи:

1. Образовательные:

v Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

v Уточнить признаки зимы.

v Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом,

v Подбирать однокоренные слова.

v Упражнять в составлении предложений, рассказов по схеме,

v Активизировать словарь по данной теме.

v Обогащать словарь с помощью прилагательных.

v Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов.

2. Развивающие:

v Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.

v Развивать фантазию, память, внимание.

v Графические навыки.

3. Bocпитательные:

v Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

 

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, а именно:

Загадка; художественное слово; вопрос – ответ; рисование;  логоритмическое  упражнение «Снежная баба»;  составление рассказа по схеме;  словесные игры - «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Доскажи словечко»;  поощрение - снежинки.

 

Оборудование: снежинки, схемы - карточки, мяч, листочки с пунктирным изображением  снеговика.

 

 

 

 

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.

 

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на  занятии.

Кто, угадай-ка.

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки.

Над миром пушинки?

Презентация слайд 2

 

Дети: Зима.

 

Воспитатель: Верно, зима. Мы с вами сегодня поговорим о зиме, я буду задавать вопросы, а вы будете давать ответы, а  за правильный ответ вы будете получать  снежинки.

- Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит",

" береги нос в  большой мороз"? (ответы детей).

- А какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей). Презентация слайды 3,4,5.

 

Воспитатель: Хорошо, молодцы. 

 

Воспитатель: А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, слова которые начинаются на звук  «С».  Кто слово называет, тот получает снежинку. (Рассмотреть   картинки- схемы в случае затруднения). Презентация слайд 6.

 

Дети:  снег, санки, снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад. Презентация слайд 6.

 

Воспитатель: Молодцы, вы придумали много зимних слов. А сейчас скажите, пожалуйста, какая она, зима?

 

Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.

 

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы все вместе вспомним приметы по которым можно определить что наступила зима. Каждое предложение  начинается со слова «зимой» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Зимой редко светит солнце»  (Рассмотреть  картинки- схемы для подсказки в случае затруднения). Презентация слайд 7

Дети: «Зимой идет снег».

«Зимой очень холодно».

«Зимой вода превращается в лед, появляются сосульки».

«Зимой дети и взрослые одеваются тепло».

«Зимой спит в берлоге медведь».

«Зимой деревья спят под снежными шубами, кругом лежат сугробы снега». Презентация слайд 8

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще  зима-  время веселых детских игр и забав. Какие зимние забавы вы знаете? (Рассмотреть   картинки- схемы в случае затруднения).  Презентация слайд 9

 

Дети: снежки, катание на санках, катание на коньках, на лыжах,  игра в хоккей,  можно лепить снежную бабу. Презентация слайды 10,11

 

Воспитатель: - А поиграть хотите?

П.\ и «Снежная баба».

Сегодня из снежного                                        идут по кругу, катят перед собой

мокрого кома                                                           воображаемый ком

Мы снежную бабу слепили у дома,                «рисуют» руками в воздухе круги               

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет,                     грозят указательным пальцем сначала правой

никто не пройдет,                                                                         руки, потом - левой

Знакома она уже всей детворе……..                  идут по кругу, взявшись за руки

А Жучка все лает:                                говорит ребёнок, сидящий в центре круга

«чужой во дворе!»

 

Воспитатель: Вы, наверное, тоже лепили снежную бабу. Давайте её нарисуем. У вас на листочках снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите карандаши и обведите комки, из которых сделан наш снеговик, начиная с нижнего комка. Старайтесь не выезжать за контур.  Затем дорисуйте  глазки- угольки и нос- морковку, руки – веточки, ноги. Вечером вы сможете раскрасить снеговика и дорисовать ему метёлку. Хорошо, молодцы. У вас получились весёлые друзья.

 

Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом. Игра «Скажи ласково».

Дети:  Снег- снежок;   ветер-…;  мороз-…;  сугроб -…; холод -…;  лёд -…;   зима -…;  метель -…. (Дети садятся на стульчики).

 

Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом  Презентация слайд 12

«Д \ и «Доскажи словечко».

 

Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)

 С неба всё скользят пушинки-

Серебристые... (снежинки.)

На поселки, на лужок

Всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее… (снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки.)

Словно в белый пуховик Нарядился... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка-

Эта девочка-... (снегурка.)

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой... (снегири.)

Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (снег.)

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько картинок - схем накопилось у нас, пока мы разговаривали о зиме. Кто хочет рассказать об этом удивительном времени года?

Дети рассказывают о зиме, используя  мнемотаблицы.

 Презентация слайд 13.

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, у кого, сколько снежинок накопилось (подсчет снежинок). Молодцы, вас можно назвать «Знатоками зимы», я вас с этим поздравляю!

Презентация слайд 14.

 Список литературы:

u Стихи на сайте http://doshkolnik.ru/

u    Н.В. Нищева «Подвижные и дидактические игры на прогулке»,        

      Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011                                          

u Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина «Развиваем связную речь. Методические рекомендации», Москва Творческий центр СФЕРА 2012

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий